Новости

РИТЕЙЛ В ЦИФРЕ. ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ЧЕРНЫМ ЗЕРКАЛОМ

Потрогать товар, примерить обувь, понюхать апельсины — всё это в режиме онлайн. То, что вчера казалось фантазиями, уже завтра станет реальностью. Готовы ли потребители к таким инновациям, и как развитие технологий скажется на офлайн-ритейле выясняли участники сессии «Ритейл в цифре. Что скрывается за черным зеркалом».

По данным Nielsen, 47% ритейлеров оценивают уровень своей цифровизации как средний, но к 2022 году этот показатель должен достичь 85%. Ожидания бизнеса и потребителей при этом расходятся. Топ-менеджеры считают самыми востребованными технологиями доставку по подписке, умных помощников и виртуальную реальность. Потребители же ждут 3D-принтеры, трекинги здоровья с микрочипом и дроны.

«VR-перчатки, виртуальная примерочная, доставка дронами в тот же день — для нас не фантазия, а ближайшее будущее. Но готовы ли люди взаимодействовать с AR и VR-технологиями? Недавно мы разместили 11 AR-зеркал в Москве, получили позитивный отклик, будем продолжать тестирование», — сообщила управляющий директор по цифровому маркетингу и продукту Lamoda Group Юлия Никитина.

Руководитель управления монетизации клиентской базы X5 Retail Group Екатерина Михайлова, в свою очередь, поделилась опытом не совсем удачного эксперимента сети «Перекресток»: «Мы сделали в нескольких магазинах AR-навигацию, получили отличный результат. Но оказалось, что проект сложно масштабировать. Чтобы сделать то же самое по всей сети, пришлось бы фотографировать 800 магазинов. Поэтому мы приостановили проект и сейчас изучаем технологии ИИ, которые позволят реализовать его без фотосъемки».

По словам директора по связям с госорганами Alibaba.com Сергея Лебедева, потребители все активнее используют технологии ИИ: «Два года назад люди покупали четверть товаров из рекомендованных, сейчас – больше 50%».

По статистике, 73% людей ищут товары по фото, хотя количество снимков, сделанных на телефон и загруженных в поиск, незначительно. Сегодня особой популярностью пользуются скриншоты блогеров в инстаграме. Fashion и продукты питания остаются наиболее сложными для онлайн-продаж. Люди хотят трогать, нюхать, тестировать продукт лично.

«Говорят, что офлайн умрет, но я в это не верю. Потребительские привычки меняются медленно, — считает директор сервиса Яндекс.маркет Татьяна Умряева. — Но люди все чаще отказываются от регулярного похода в магазин, потому что в этом нет эмоций. Человек не хочет тратить свое время, стоять в очередях, с кем-то взаимодействовать. Здесь и возникает потребность в агрегаторе, который соберет корзину из разных сетей и поможет сэкономить за счет персонализированного промо».

Участники дискуссии согласились с тем, что шоппинг — это, прежде всего, эмоции и впечатления. В марте Lamoda открыла первый офлайн-магазин, но это не часть бизнес-модели, а пространство для эксперимента, объяснила Юлия Никитина: «Мы изучаем сценарии: как аудитория перетекает из онлайн в офлайн и обратно, как ищет товары и совершает покупки».

Несмотря на то, что почти все действия покупателей фиксируются и превращаются в огромный объем больших данных, ритейлу есть над чем работать. По словам управляющего директора SAP Labs Андрея Биветски, простого способа объединения бизнес-показателей с experience data сегодня нет: «Тема клиентского опыта и лояльности — ключевая для ритейла на ближайшие годы».