Новости

MUSEUM IN DIGITAL. ПЕРЕПРОШИВКА КУЛЬТУРЫ

Цифровая реальность открывает новые возможности сохранения и изучения нематериального наследия. Но не ведет ли виртуализация к утрате ценности оригинала? Как музеям трансформироваться, но не потерять идентичность, обсудили на сессии «Museum in digital. Выйти за пределы».

Современные технологии меняют способ взаимодействия человека с искусством. Из пассивного зрителя он превращается в активного участника событий, который не только созерцает, слышит, ощущает, но и сам выбирает траекторию, сюжеты и действия. Активно осваивать цифровые технологии начали музеи. Искусство становится доступным со смартфона в любой точке мира.

«О теме виртуального музея в Министерстве культуры заговорили более пяти лет назад. Было много споров и опасений, что люди перестанут ходить в музеи. Но опыт показал обратное. Мы поняли: важен не сам музей, а экспонат. Так возникла история с 3D-музеями, VR и AR-проектами. Мы не боялись экспериментировать и пришли к тому, что именно платформенные решения, которые создаются целенаправленно для всех музеев, это то, над чем мы будет работать в ближайшие годы», — отметил Вадим Ваньков, директор Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры России.

Куратор проектов в области науки, образования и культуры Panasonic Russia Ирина Смирнова считает, что сейчас наступает определенный кризис, который требует переосмысления подходов к работе со зрителем: «Возросла конкуренция, появились тематические парки, информационные развлекательные центры и мультимедийные музеи. Но музей не может быть развлекательным, он всегда несет содержание. Это первый компонент для создания инсталляции, которая может привлечь внимание людей. Второй – это качественный цифровой контент. Третья составляющая — хорошее технологическое решение, с помощью которого можно все это воспроизвести».

Генеральный директор проекта «Большой музей» Дмитрий Гусев выделил три самые важные потребности современных музеев: обращать на себя внимание, удерживать существующую аудиторию и привлекать новую. «Наша платформа, облачное решение для музеев, закрывает эти три потребности. Она основана на понятных аудитории медиаформатах, приемах сторителлинга и интеграции в поисковые системы», — сказал Дмитрий Гусев.

Эксперты подчеркнули ценность оцифровки и современных способов хранения данных, которые позволяют создавать виртуальные архивы и цифровые фонды, аккумулировать в одной точке огромные массивы материалов и делать их доступными широкой общественности.