Новости

СОТВОРЕНИЕ МИРА: ЗАМЕНЯТ ЛИ КОМПОЗИТЫ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Композитные материалы прочнее и легче большинства металлов, поэтому постепенно вытесняют их с промышленного рынка. Из чего будут создавать самолёты и автомобили будущего, и что предлагают российские производители композитов мировой индустрии, обсуждали участники дискуссии «Think Digital – Be Material. Из чего будет сделан мир цифровой эпохи».

Производство перспективных материалов на основе новейших технологий в России активно развивает «Росатом». Одно из направлений — производство полимерных композиционных материалов на основе углеродного волокна на базе дивизиона UMATEX — крупнейшего производителя углекомпозитов в России.

Рынок композитных материалов растёт на 4% в год, а рынок углекомпозитов — на 11% в год. На них переходят отдельные производства и целые отрасли, рассказал генеральный директор UMATEX Александр Тюнин. При этом базовым металлом для промышленности по-прежнему остается сталь, хотя технологии производства продукции из нее тоже меняются.

«Сталь становится тоньше и прочнее. Если 30 лет назад из некоторого количества стали можно было сделать половину условного корпуса автомобиля, то сейчас — уже целый. Очевидно, что композиты — угроза для производителей стали: выпуск новых материалов становится всё более технологичным, а себестоимость снижается. Роботизация производства позволит снизить стоимость изделий из композитов более чем на 20%», — заявил директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам «Северстали» Андрей Лаптев.

Из композитов в России производят элементы конструкций самолётов, световые опоры, хоккейные клюшки, трубы, протезы и многое другое. Они используются в атомной промышленности, автомобилестроении, наукоемких производствах. Однако часто само сырье приходится закупать за рубежом. Одна из главных задач российских заводов — отказ от импортных материалов.

«Сейчас мы смотрим, насколько экономически оправданно производить в России элементы наших лопастей для ветровых электростанций. Но однозначно выбран вектор на то, чтобы использовалось большее количество элементов из композитных материалов российского производства, и мы надеемся, что этот бизнес-кейс будет удачным», — сказал руководитель инвестиционного дивизиона ВИЭ УК «РОСНАНО» Алишер Каланов.

В дискуссии также участвовали председатель совета директоров компании «ЗаряД» Иван Савин, генеральный директор компании «Гален» Валерий Гуринович, коммерческий директор компании «Моторика» Андрей Давидюк, директор компании «Вертикаль» Сергей Мошонкин, генеральный директор «АВИАР Моторс» Алексей Рачев.