Новости

ВЫЖИВАНИЕ ПО-ЯПОНСКИ: ОБЪЕДИНЯТЬСЯ И МНОГО РАБОТАТЬ

Коронавирус изменил не только социальные отношения, но и деловые. Японским компаниям пришлось серьезно пересмотреть стратегию ведения бизнеса и сменить коммуникационную парадигму, рассказали на сессии, организованной при поддержке генерального партнера «Открытых инноваций» — Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО).

В сессии «Будущее инноваций после коронавирусного кризиса: японский взгляд» приняли участие глава московского офиса РОТОБО Дайсукэ Сайто, генеральный директор NTT Россия Фуджита Джун и исполнительный партнер Innovation Engine Сатоши Конно.

«Японские компании также столкнулись с изменениями и вынуждены работать в условиях, далеких от нормальных. Поэтому наш подход к применению инноваций становится все более открытым. Мы готовы расширять сотрудничество как внутри Японии, так и с компаниями из других стран, в частности, нас очень интересуют российские технологии. Поэтому мы приняли решение участвовать в форуме, даже несмотря на то, что он проходит преимущественно онлайн, что не совсем типично для нашей бизнес-культуры. Но так у нас с вами появится больше возможностей для расширения сотрудничества», — сказал Дайсукэ Сайто.

В рейтинге распространения технологий Япония занимает первое место среди 63 стран, но только в сегменте «для людей», отметил Сатоши Конно. В секторе B2B страна находится лишь на 59 месте, отчасти это обусловлено культурой ведения бизнеса: для японцев важны личные встречи и возможность вести переговоры очно. «Коронавирус ограничивает нас в контактах, нужно принять это и заняться повышением IT-грамотности», — сказал спикер.

По мнению Сатоши Конно, в Японии созданы хорошие условия для развития стартапов, в том числе иностранных, а после пандемии увеличилась активность венчурного капитала: «В 2019 году мы инвестировали в 300 стартапов, в этом – уже в 688. Можно обратиться к данным по месяцам: 17 апреля японское правительство объявило чрезвычайное положение, и объем инвестиций в этом месяце составил $421 млн. В мае – только $192 млн. Но уже в июне инвестиционная активность начала возвращаться и сейчас приближается к уровню прошлого года». Эксперт отметил, что российские стартапы на японском рынке есть и хорошо заметны.

Фуджита Джун видит перспективу развития инновационного бизнеса не столько в технологиях, сколько в культуре работы с инновациями. Технологии могут быстро и регулярно меняться, но успеха добьются только те, кто умеет работать в команде, «превращать лимон в лимонад», постоянно развиваться и обладать хорошей интуицией. На японском английском эти правила складываются в аббревиатуру ONES. В качестве примера умения объединяться на разных уровнях Фуджита Джун привел историю холдинга: в 2019 году NTT Ltd. объединила 31 компанию из разных стран мира, чтобы максимально эффективно использовать знания, накопленные их командами. Сейчас NTT Ltd планирует приобрести акции нескольких доткомов, сделка оценивается в $38 млрд.

Важен вклад каждого сотрудника в успех компании, подчеркнул японский спикер. «Я спрашиваю: готовы ли вы быть уволенными? Чтобы быть инновационными, вы должны трудиться и постоянно развиваться. Наша бухгалтер не имела никакого представления о программировании, а теперь сама разрабатывает сценарии оптимизации процессов. Если каждый из нас не будет новатором, мы не выживем».