Новости

КОНЦЕПЦИЯ BANK AS A SERVICE «ТОЛЬКО НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ, НО СПРОС ЕСТЬ»

Финансовые услуги в цифровой экономике все чаще встраиваются для удобства пользователей в небанковские сервисы – образовательные платформы, интернет-магазины, службы по доставке еды или вызову такси. Банки тоже не хотят быть «просто банками», чтобы не отставать от конкурентов. Грядущие изменения на этом рынке обсудили спикеры сессии «Bank vs Bank as a Service: как изменится ландшафт финансового рынка, когда все компании станут банками».

У концепции bank as a service и технологии open banking в России есть перспективы бурного развития. Практика показывает, что большинство компаний стремятся создавать свои экосистемные решения, а экосистему нельзя сделать без интеграции услуг одних ее участников в user-формат других, заявил Первый Вице-президент, член Правления Газпромбанка Алексей Попович.

«Например, мы бесшовно встраиваем возможность выпуска наших виртуальных карт в мобильное приложение "Газпром нефти". Это не требует аутентификации в мобильном банке "Газпромбанка", можно войти в приложение мерчанта и за три секунды выпустить виртуальную карту программы лояльности», — сказал он.

Пока же это направление развивается в стране не очень активно. Необходимость инвестировать в технологии и готовность мерчантов на такие инвестиции временно ограничивают распространение таких форм сотрудничества, но при этом скорость развития, по словам Алексея Поповича, безусловно, растет.

Концепция только набирает обороты, но спрос на нее есть, особенно у среднего и малого бизнеса, считает основатель и генеральный директор APIBank Алексей Петров: «Стоимость входа настолько высока, что быстрого развития не получается. Крупные корпорации и крупные мерчанты, конечно, вдвоем все всегда сделают, более мелкий мерчант этот же путь пройти не сможет».

Кэшбэк-сервис LetyShops, работая как маркетплейс, объединяет на своей площадке порядка 3000 интернет-магазинов и более 14 млн пользователей по всему миру. Внедрение финансового решения позволило ему открыть личный кабинет со своей виртуальной картой, рассказал руководитель проекта LetyBank Александр Ложкин.

«Мы не хотим изменять привычки клиентов или делать эту карту основной для них. За счет того, что денежные средства остаются в рамках нашей экосистемы, мы можем еще больше увеличивать кэшбек клиентов, улучшать их пользовательский опыт и развивать экосистему. Именно так в моем понимании и должны работать подобные интеграции», — пояснил Александр Ложкин.

Банки активно внедряют инновационные решения, создавая подразделения по анализу данных и переводя в «цифру» практически все сервисы, чтобы не отставать от других участников новой цифровой реальности. По словам модератора сессии, директора центра инноваций для финансового сектора Фонда «Сколково» Павла Новикова, участники дискуссии «находятся между двумя мирами, которые пытаются откусить кусочки друг у друга. Банк ограничен в контакте с клиентом, он больше не хочет быть "только банком", ему нужно играть роль во всех сферах жизни человека».

Несмотря на все трудности, в горизонте 3-5 лет встраивание финансовых продуктов в небанковские сервисы станет обыденным делом, уверен Алексей Попович. «Для полноценного разворачивания банковских продуктов требуется нормальный KYC, который нужно, единожды получив, интегрировать во все сервисы, чтобы каждый раз не спрашивать у клиента паспортные данные, телефоны и так далее», — отметил Первый Вице-президент Газпромбанка, добавив, что решением может стать единая платформа аутентификации. Еще одним тормозом развития open banking спикер назвал высокие требования к безопасности на уровне инфраструктуры и IT.